Оглавление
- Кратко о главном
- Характеристики карты
- Нагрев и охлаждение
- Комплект поставки и упаковка
- Результаты тестирования, конфигурация
- Выводы
Объект исследования: серийно выпускаемый ускоритель трехмерной графики (видеокарта) Asus ROG Strix GeForce RTX 4090 24 ГБ 384-битной GDDR6X
Кратко о главном
Приветствуем вас на портале iXBT.com. Снова поговорим о видеокартах «высокого полета» (такого высокого, что рядовому геймеру со средней зарплатой «не доплюнуть»). Флагманские решения GeForce RTX 40 вышли несколько месяцев назад, уже в продаже три семейства этого поколения GeForce RTX: 4090, 4080 и 4070 Ti. Казалось бы, уже пора наблюдать за снижением цен, особенно на RTX 4090, который вышел первым. Однако этого не происходит, цены остановились давно (а на нашем рынке из-за некоторого падения курса рубля они еще и чуть выросли). В чем причина? — дефицит чипов? — вряд ли, ибо просто по определению спрос на такого рода очень дорогие вещи не столь велик, да и хорошо известно, что на складах магазинов довольно много видеокарт на базе RTX 4090, может не от самых именитых брендов, но все равно популярных.
Скорее всего, дело в том, что Nvidia при выпуске RTX 4080 получила огромное количество негативных отзывов и критики за ценовую политику, ибо если еще сверхвысокую стоимость RTX 4090 как-то можно попытаться оправдать позиционированием не только как игровой карты, но и для профессиональных нужд проектирования (как было с RTX 3090/3090 Ti), то RTX 4080, будучи чисто игровым ускорителем, вышел неоправданно дорогим, и уже прозвучало много неприятных для калифорнийской «глазастой» компании отзывов. Пытаясь как-то улучшить ценовое сегментирование нового поколения, в Nvidia могли решить затормозить падение цен на RTX 4090, дав волю снижению цен на RTX 4080 и изначально выпустив RTX 4070 Ti с более низкой рекомендованной розничной стоимостью (MSRP), нежели предполагалось. Тем самым маркетологи из Санта-Клары надеются сделать больший разрыв в ценах между решениями и свести на нет весь негатив в свой адрес из-за чрезмерно высоких цен на новых игровые видеокарты.
Ведь все помнят, что в момент выпуска RTX 30 в сентябре 2020 года были озвучены цены, почти такие же, что были у аналогов RTX 20 (RTX 3080 предлагался по примерно такой же MSRP, что и RTX 2080 Ti, RTX 3070 — 2070 Super и т. д. И лишь RTX 3090, который по логике вещей вставал на месте предыдущего RTX Titan, вышел с очень высокой MSRP)). То есть решения, намного более производительные, чем их же аналоги поколением раньше, предлагались по тем же ценам. Напомню, что все это было еще до взлета курсов криптовалют и огромного интереса к ним. И тем не менее, подобные ценовые предложения вызвали небывалый ажиотаж, все RTX 30 сметались с прилавков, лишь туда попадая. Плюс в то время свирепствовала пандемия Covid-19, огромное количество людей находилось дома, вырос спрос на ПК, в т. ч. и на игровые.
А что сейчас? Почему мы не видели подобных действий со стороны Nvidia по выходу RTX 40 ? Ведь пандемия уже в прошлом, снова наблюдается весьма приличный спад спроса на настольные ПК (который мы могли видеть в 2015—2018 годах), на складах приличное количество непроданных карт поколения RTX 30... Думаю, что сыграла свою «черную» избалованность Nvidia (да и AMD тоже) просто сногсшибательным спросом из-за бума майнинга, бешеными очередями за видеокартами, жутким дефицитом карт в середине — конце 2021 года. Все это давно в прошлом, но в Nvidia не могут смириться с тем, что в одночасье «лафа» легкой прибыли закончилась. Разумеется, есть и объективные факторы — реальный рост себестоимости производства по ряду уже общемировых экономических проблем, однако этот рост не настолько высок, чтобы оправдать очень высокие цены на новую линейку RTX. Особенно касается RTX 4080.
Вернемся к RTX 4090. Выше уже говорилось, что цены на такие карты перестали падать, как-то все застыло на одном уровне. Однако это не все: некоторые модели вообще изначально попали в разряд дефицитных, и именно на них самый высокий спрос среди энтузиастов. И, как ни странно, это линейка Asus ROG Strix GeForce RTX 4090. Я не припомню случая в прошлом, чтобы видеокарты под этим брендом попадали в разряд редко встречаемых, за которыми бы охотились. Наоборот, видеокарты Asus из семейства ROG Strix были всегда в магазинах в массовом количестве, и как раз, какой-нибудь GeForce от Inno3D можно было еще искать, а ROG Strix GeForce всегда были в доступности.
Теперь же мы видим, что RTX 4090 от Asus с самого начала попали в разряд редковстречаемых, и потому цены на них крайне высоки. До сих пор их везут очень малыми партиями (речь о мировых продажах, а не только о нашем рынке), особенно дефицитны варианты ROG Strix RTX 4090 OC, и если какой-то иной RTX 4090 можно найти у нас в продаже по цене от 135 тысяч рублей (с учетом параллельного импорта), то Asus ROG Strix GeForce RTX 4090 может стоить под 200 000 рублей, а версия ОС — и того выше. И при этом имеется спрос! Феномен? — Возможно. Причина? — Разрекламированный оверклокерский потенциал? — Может быть. Разберем по мере работы над материалом.
Перед демонстрацией детальных тестов мы приводим краткие сведения о производительности семейства, к которому относится конкретный исследуемый ускоритель, а также его соперников. Все это нами субъективно оценивается по шкале из пяти градаций.
Игры без использования трассировки лучей (классическая растеризация):
Я думаю, что диаграмма выше всё прекрасно демонстрирует: даже в разрешении 4K во многих играх общая производительность ограничивается уже не видеокартой, а другими компонентами системы, чаще всего упирается в возможности центрального процессора (даже Core i9-12900K не способен угнаться за GeForce RTX 4090, причем в 4K!). Что касается карты Asus, то, несмотря на то, что у нас вариант не ОС, она все равно чуть быстрее референс-аналога.
Игры с использованием трассировки лучей и DLSS/FSR:
Ситуация у RTX 4090 примерно та же. Безусловно, включение RT снижает производительность, однако реализованные уже практически во всех играх с трассировкой лучей технологии Nvidia DLSS и AMD FSR сильно помогают нивелировать падение скорости от использования RT. Конечно же, в первую очередь от них выигрывают новые флагманы.
Характеристики карты
Компания Asustek Computer (торговая марка Asus) основана в 1989 году в Китайской Республике (Тайвань). Штаб-квартира в Тайбэе/Тайвань. На рынке в России с 1992 года. Старейший производитель видеокарт и материнских плат. Сейчас выпускает очень широкую гамму продуктов по многим разделам IT-индустрии (включая мобильный сегмент). Производство в Китае и на Тайване. Общая численность работников около 2000 человек).
Asus ROG Strix GeForce RTX 4090 24 ГБ 384-битной GDDR6X | ||
---|---|---|
Параметр | Значение | Номинальное значение (референс) |
GPU | GeForce RTX 4090 (AD102) | |
Интерфейс | PCI Express x16 4.0 | |
Частота работы GPU (ROPs), МГц | BIOS PMode: 2550 (Boost)—2805 (Max) BIOS QMode: 2550 (Boost)—2790 (Max) |
2520 (Boost)—2640 (Max) |
Частота работы памяти (физическая (эффективная)), МГц | 2625 (21000) | 2625 (21000) |
Ширина шины обмена с памятью, бит | 384 | |
Число вычислительных блоков в GPU | 128 | |
Число операций (ALU/CUDA) в блоке | 128 | |
Суммарное количество блоков ALU/CUDA | 16384 | |
Число блоков текстурирования (BLF/TLF/ANIS) | 512 | |
Число блоков растеризации (ROP) | 176 | |
Число блоков Ray Tracing | 128 | |
Число тензорных блоков | 512 | |
Размеры, мм | 360×150×70 | 310×130×70 |
Количество слотов в системном блоке, занимаемые видеокартой | 4 | 4 |
Цвет текстолита | черный | черный |
Энергопотребление пиковое в 3D, Вт (BIOS PMode/BIOS QMode) | 465/462 | 450 |
Энергопотребление в режиме 2D, Вт | 40 | 40 |
Энергопотребление в режиме «сна», Вт | 11 | 11 |
Уровень шума в 3D (максимальная нагрузка), дБА (BIOS PMode/BIOS QMode) | 27,5/25,0 | 37,0 |
Уровень шума в 2D (просмотр видео), дБА | 18,0 | 18,0 |
Уровень шума в 2D (в простое), дБА | 18,0 | 18,0 |
Видеовыходы | 2×HDMI 2.1, 3×DisplayPort 1.4a | 1×HDMI 2.1, 3×DisplayPort 1.4a |
Поддержка многопроцессорной работы | нет | |
Максимальное количество приемников/мониторов для одновременного вывода изображения | 4 | 4 |
Питание: 8-контактные разъемы | 0 | 0 |
Питание: 6-контактные разъемы | 0 | 0 |
Питание: 16-контактные разъемы | 1 | 1 |
Вес карты с комплектом поставки (брутто), кг | 3,2 | 3,0 |
Вес карты чистый (нетто), кг | 2,5 | 2,2 |
Максимальное разрешение/частота, DisplayPort | 3840×2160@144 Гц, 7680×4320@60 Гц | |
Максимальное разрешение/частота, HDMI | 3840×2160@144 Гц, 7680×4320@60 Гц | |
Средняя цена карты Asus | узнать цену |
Память
Карта имеет 24 ГБ памяти GDDR6X SDRAM, размещенной в 12 микросхемах по 16 Гбит на лицевой стороне PCB. Микросхемы памяти Micron (GDDR6X, MT61K512M32KPA-21 / D8BZC) рассчитаны на номинальную частоту работы в 2625 (21000) МГц.
Особенности карты и сравнение с Palit GeForce RTX 4090 GameRock
Asus ROG Strix GeForce RTX 4090 (24 ГБ) | Palit GeForce RTX 4090 GameRock OC (24 ГБ) |
---|---|
вид спереди | |
вид сзади | |
Мы сравниваем карту с моделью Palit по банальной причине: она у нас первой из RTX 4090 побывала в лаборатории и по сути заменила собой референс-карту, которая, как мы уже видели из мировой прессы, вообще сильно.отличается от тех, что предлагают партнеры Nvidia.
Мы видим, что ядро имеет маркировку AD102-300, защиты от майнинга нет, дата выпуска — 25-я неделя 2022 года.
Суммарное количество фаз питания у референс-карты — 23, карты Palit — 19, а у карты Asus — 28 (!). Уже просто на поверхности лежит колоссальное отличие систем питания, что уже дает возможность предположить приличный потенциал по разгону GPU у карты Asus.
При этом распределение фаз такое: у GeForce RTX 4090 FE — 20 фаз на ядро и 3 на микросхемы памяти, у карты Palit — 16 + 3, а у карты Asus — 24 + 4.
Зеленым цветом отмечена схема питания ядра, красным — памяти. Все контроллеры расположены на лицевой стороне PCB. Фазами питания ядра управляет тандем из двух ШИМ-контроллеров — MP2891 (Monolithic Power Systems) и uP9628P (uPI Semi).
А фазами питания микросхем памяти управляет второй ШИМ-контроллер от uPI Semi — uP9628P.
В преобразователе питания, традиционно для всех видеокарт Nvidia, используются транзисторные сборки DrMOS — в данном случае FDMF3170 (On Semi), каждая из которых рассчитана максимально на 70 А.
И вот тут внимание! Еще изучая данную сборку на сайте производителя я обнаружил следующее сообщение:
Да, мне уже встречались DrMos-ы FDMF5062, они массово выпускаются, имеют схожие характеристики с вышеприведенными. Производитель не объясняет, по какой причине не рекомендует и именно для новых дизайнов карт или плат. Но раз инженеры Asus все же использовали FDMF3170, то наверно ранее такой «Нерекомендации» не было. Возможно в этом кроется причина малого количества карт этой серии от Asus на сегодня.
Продолжаем. На тыльной стороне карты имеется контроллер uS5650Q (uPI Semi), который отвечает за мониторинг карты (отслеживание напряжений и температуры).
Управление подсветкой традиционно у Asus возложено на контроллер Aura.
Как и у всей серии видеокарт ROG, у этой платы в хвостовой части имеются два коннектора
для подключения корпусных вентиляторов, которые будут работать в соответствии с нагревом видеокарты, и за это отвечает контроллер IT8915FN (ITE).
Карта имеет двойной BIOS, что уже традиционно для топовых решений Asus. На торце карты есть переключатель, в разных версиях BIOS (они названы Performance mode (PMode) и Quiet mode (QMode) — производительный и тихий режимы). Разница между режимами заключается не только в оборотах вентиляторов, также у GPU в этих режимах немного разные максимальные частоты. При этом предел энергопотребления для обеих версий BIOS заложен в 600 Вт.
Штатные частоты памяти равны референсным значениям, а Boost-значение частоты работы ядра в обоих режимах BIOS при активации OC Mode через фирменную утилиту Asus Tweak выше референс-аналога всего на 1% (без OC Mode частоты равны). А вот максимальная частота работы ядра в BIOS PMode на 6.2% выше референс-аналога (в среднем мы получили в играх прирост производительности в 4,5% относительно референс-карты). Максимум по частоте работы ядра в BIOS QMode выше референс-аналога на 6%.
Энергопотребление карты Asus в тестах доходило до 465 Вт (в режиме BIOS PMode) и до 462 Вт (BIOS QMode).
Предел лимита энергопотребления у данной карты можно поднять до 133%. Я попробовал ручной разгон (подняв лимит потребления до предела) и получил максимальные частоты 2925/23460 МГц, что обеспечило прирост в играх в разрешении 4K в среднем почти на 9,5% относительно референсных значений. Энергопотребление карты выросло до 553 Вт! Интересно заметить, что ранее на других картах RTX 4090 можно было получать более высокие частоты работы ядра (выше 3 ГГц) при меньшем подъеме лимита потребления. Ощущение, что программисты Nvidia уже через драйвера установили некий свой барьер, который не зависит от лимита потребления: карта может потреблять хоть 460 Вт, хоть 560 Вт, а выше 3 ГГц по ядру уже не получить. С чем это связано — непонятно, нагрев явно не при чем, ибо он не столь высок.
Питание на карту Asus подается через новый 16-контактный разъем питания стандарта PCIe 5.0 (12VHPWR).
В комплекте поставки карты имеется переходник на такой разъем с четырех обычных 8-контактных (хорошо всем знакомых). Разъем имеет светодиод-индикатор правильности подключения питания (при неправильном подключении и при отсутствии питания горит красным цветом).
Отметим приличные габариты данной карты, особенно по толщине: около 7,1 см. В результате видеокарта занимает 4 слота в системном блоке.
RTX 4090 (в отличие от RTX 3090/3090 Ti) не обладает поддержкой мультиграфической конфигурации, то есть технологии SLI, и у карты нет специального разъема на верхнем торце.
Также стоит отметить, что у платы не обычные 4, а 5 видеовыходов: добавлен еще один HDMI 2.1. Однако GPU позволяет выводить картинку одновременно только на 4 монитора, поэтому такое решение просто обеспечивает бо́льшую гибкость при выборе видеовыходов.
Через фирменную утилиту Asus GPU Tweak III можно управлять работой карты.
Штатный режим работы
Рекомендуемый режим работы
В этом режиме особой надобности нет, СО и так негромкая
Полные сведения об ускорителе
Мониторинг
Эта программа предоставляет управление вентиляторами, частотами работы карты, напряжением ядра и слежение за состоянием карты (мониторинг).
Нагрев и охлаждение
Еще при выпуске первого поколения ускорителей GeForce RTX 30 в Nvidia решили сделать у карт GeForce RTX 3080/3090 более компактную PCB и придумали новую систему охлаждения, продувающую радиатор насквозь (при этом частично оставляющую нагретый воздух в объеме корпуса). Здесь мы видим кулер, выполненный именно по этой концепции: его основой является огромный многосекционный пластинчатый никелированный радиатор с тепловыми трубками, распределяющими тепло по ребрам радиатора.
Трубки припаяны к огромному медному плато, скрывающему испарительную камеру (это, по сути, этакая огромная «расплющенная» тепловая трубка, в которой легкокипящая жидкость переносит тепло с нагреваемой стороны на охлаждаемую).
Особенностью данной СО является наличие углублений в охлаждаемой стороне испарительной камеры, в которые впрессованы тепловые трубки, все это усиливает КПД самой испарительной камеры.
Микросхемы памяти и частично преобразователи питания VRM охлаждаются с помощью этой же огромной медной подошвы (через термопрокладки). Для другого ряда VRM имеется своя отдельная подошва на стальной раме, которая прикручена к радиатору, участвует в передаче тепла, но самое главное — усиливает жесткость всей конструкции.
Задняя пластина служит элементом дизайна и защиты PCB.
Поверх радиатора установлен кожух с тремя вентиляторами ∅105 мм типа Axial-tech, у которых концы лопастей соединены кольцом для более четкого направления потоков воздуха на радиатор. Центральный вентилятор вращается в противоположную сторону относительно крайних, что обеспечивает эдакий «эффект шестеренок», помогая бороться с турбулентностью потока воздуха .
Остановка вентиляторов при малой нагрузке видеокарты происходит, если температура GPU опускается ниже 50 градусов, а нагрев микросхем памяти — ниже 80 градусов. Разумеется, СО при этом становится бесшумной. При запуске ПК вентиляторы работают, однако после загрузки видеодрайвера идет опрос рабочей температуры, и они выключаются. Ниже есть видеоролик на эту тему.
Мониторинг температурного режима с помощью MSI Afterburner:
Режим PMode:
После 2-часового прогона под нагрузкой максимальная температура ядра не превысила 65 градусов (самой горячей точки — 76 °C), а температура микросхем памяти — 70 градусов, что является просто великолепным результатом для видеокарт такого флагманского уровня! Энергопотребление карты доходило до 536 Вт в пиковом разовом значении и 465 Вт в остальных случаях. Напомним, что безопасный предел нагрева памяти GDDR6X — 105 °C.
Режим QMode:
В этом случае максимальная температура ядра достигала 72,5 градусов (самой горячей точки — 80 °C), а микросхем памяти — 73 °C, что, в принципе, также является отличным результатом для видеокарт такого уровня. Энергопотребление карты практически не изменилось (462 Вт в большинстве случаев и 522 Вт в разовом пиковом случае).
При ручном разгоне параметры нагрева и шума менялись очень мало, максимальное потребление выросло до 552 Вт в пике, 470 Вт в большинстве случаев.
Мы засняли и ускорили в 50 раз 8-минутный прогрев (PMode):
Максимальный нагрев наблюдался в центральной части PCB, а также около разъема питания. Стоит обратить внимание на переходник питания с четырех 8-контактных разъемов на один 16-контактный, который входит в комплект поставки.
Несмотря на, казалось бы, очень толстые оплетенные кабели и наличие оплетки у входа в 16-контактный разъем, данный адаптер крайне не рекомендуется сгибать в месте той самой оплетки, ибо на входе в разъем по стандарту PCIe 5.0 находится микросхема, задействующая два управляющих контакта в разъеме. C учетом размеров данной карты мы еще раз рекомендуем приобретать полноценные БП ATX 3.0 с разъемом 12VHPWR и кабелем с 16 контактами для видеокарт новых поколений.
Шум
Методика измерения шума подразумевает, что помещение шумоизолировано и заглушено, снижены реверберации. Системный блок, в котором исследуется шум видеокарт, не имеет вентиляторов, не является источником механического шума. Фоновый уровень 18 дБА — это уровень шума в комнате и уровень шумов собственно шумомера. Измерения проводятся с расстояния 50 см от видеокарты на уровне системы охлаждения.
Режимы измерения:
- Режим простоя в 2D: загружен интернет-браузер с сайтом iXBT.com, окно Microsoft Word, ряд интернет-коммуникаторов
- Режим 2D с просмотром фильмов: используется SmoothVideo Project (SVP) — аппаратное декодирование со вставкой промежуточных кадров
- Режим 3D с максимальной нагрузкой на ускоритель: используется тест FurMark
Оценка градаций уровня шума следующая:
- менее 20 дБА: условно бесшумно
- от 20 до 25 дБА: очень тихо
- от 25 до 30 дБА: тихо
- от 30 до 35 дБА: отчетливо слышно
- от 35 до 40 дБА: громко, но терпимо
- выше 40 дБА: очень громко
В режиме простоя в 2D в обоих режимах ОС/Silent температура была не выше 43 °C, вентиляторы не работали, уровень шума был равен фоновому — 18 дБА.
При просмотре фильма с аппаратным декодированием ничего не менялось.
Режим BIOS: PMode
В режиме максимальной нагрузки в 3D температура достигала 65/70 °C (ядро/память). Вентиляторы при этом раскручивались до 1367 оборотов в минуту, шум вырастал до 27,5 дБА: это тихо, но может быть слышно. В видеоролике ниже можно оценить, как вырастает шум (он фиксировался на пару секунд через каждые 30 секунд).
Режим BIOS: QMode
В режиме максимальной нагрузки в 3D температура достигала 72,5/73 °C (ядро/память). Вентиляторы при этом раскручивались до 1080 оборотов в минуту, шум вырастал до 25,0 дБА: это тихо, даже очень тихо. В видеоролике ниже это продемонстрировано (шум фиксировался на пару секунд через каждые 30 секунд).
С учетом того, сколько данная карта потребляет, тихая работа системы охлаждения заслуживает большой похвалы. Правда, не стоит забывать, что тепло, выделяемое картой, остается внутри системного блока, так что использование корпуса с хорошей вентиляцией крайне желательно.
Подсветка
Карта имеет подсветку по ободу хвостовой части карты, а также подсвечен логотип ROG на верхнем торце.
Управление подсветкой традиционно выполнено с помощью фирменной программы Asus — Armoury Crate.
Выбор режимов не очень широк, однако имеется программа Aura Creator, которая также распространяется бесплатно, и с ее помощью можно создать собственные сценарии подсветки/
Комплект поставки и упаковка
В комплекте поставки кроме традиционного краткого руководства пользователя имеются: адаптер питания, фирменные стяжка и картонный пазл, раздвижная подставка/отвертка.
Про адаптер питания выше я уже писал, картонный пазл собирать не стал, ибо эта штука одноразовая (а другим обозревателям тоже надо показать комплект поставки в первозданном виде), так что стоит рассмотреть подставку под карту. Это устройство может играть роль как подставки, так и отвертки (крестовидной). На выдвижном стержне имеются риски для измерения длины в см. Все закрепляется боковым винтом. Максимальная высота подставки — 14 см, так что подойдет не для всех корпусов.
Результаты тестирования, конфигурация
Конфигурация тестового стенда
- Компьютер на базе процессора Intel Core i9-12900K (Socket LGA1700):
- Платформа:
- процессор Intel Core i9-12900K (разгон до 5,1 ГГц по всем ядрам);
- ЖСО Asus ROG Ryujin II 360;
- системная плата Asus ROG Maximus Z690 Extreme на чипсете Intel Z690;
- оперативная память Kingstone Fury (KF552C40BBK2-32) 32 ГБ (2×16) DDR5 4800 МГц (XMP 5200 МГц);
- SSD Intel 760p NVMe 1 ТБ PCI-E;
- жесткий диск Seagate Barracuda 7200.14 3 ТБ SATA3;
- блок питания Seasonic Prime 1300 W Platinum (1300 Вт);
- корпус Thermaltake Level20 XT;
- операционная система Windows 11 Pro 64-битная;
- телевизор LG 55Nano956 (55″ 8K HDR, HDMI 2.1);
- драйверы AMD версии 22.12.2;
- драйверы Nvidia версии 528.02;
- VSync отключен.
- Платформа:
Результаты тестирования в 3D-играх
Список инструментов тестирования.Во всех игровых тестах использовалось максимальное качество графики в настройках.
- Marvel’s Spider-Man Miles Morales (Insomniac Games/Sony Interactive)
- Cyberpunk 2077 (Софтклаб/CD Projekt RED), патч 1.5
- God of War (Sony IE/Sony IE)
- Call of Duty: Modern Warfare II (Infinity Ward/Activision)
- Marvel’s Guardians of the Galaxy (Eldos/Square Enix)
- The Medium (Bloober/Bloober)
- A Plague Tale: Requiem (Asobo Studio/Focus Entertainment)
- Resident Evil Village (Capcom/Capcom)
- Far Cry 6 (Ubisoft/Ubisoft)
- Battlefield 2042 (DICE/EA)
Стандартные результаты тестов без использования аппаратной трассировки лучей в разрешениях 1920×1200, 2560×1440 и 3840×2160
Marvel’s Spider-Man Miles Morales Cyberpunk 2077 God of War Call of Duty: Modern Warfare II Marvel’s Guardians of the Galaxy The Medium A Plague Tale: Requiem Resident Evil Village Far Cry 6 Battlefield 2042
Все регулярно тестируемые нами видеокарты сейчас поддерживают технологию RT, поэтому мы проводим тесты не только с использованием обычных методов растеризации, но и с включением RT и/или DLSS/FSR.
Результаты тестов со включенной аппаратной трассировкой лучей и/или DLSS/FSR в разрешениях 1920×1200, 2560×1440 и 3840×2160
Cyberpunk 2077, RT Cyberpunk 2077, RT+DLSS God of War, DLSS / FSR Marvel’s Guardians of the Galaxy, RT Marvel’s Guardians of the Galaxy, RT + DLSS The Medium, RT The Medium, RT + DLSS / FSR Resident Evil Village, RT Far Cry 6, RT Far Cry 6, RT + FSR Battlefield 2042, RT Battlefield 2042, RT + DLSS
Учитывая, что RTX 4090 является лидером по производительности на сегодня, то логично было протестировать в огромном разрешении 8K и эту карту — разумеется, с применением DLSS/FSR и трассировки лучей .
Результаты тестов с включенной аппаратной трассировкой лучей и DLSS/FSR в разрешении 7680×4320 (8К)
Cyberpunk 2077, RT+DLSS/FSR God of War, DLSS/FSR Marvel’s Guardians of the Galaxy, RT+DLSS The Medium, RT+DLSS/FSR Far Cry 6, RT+FSR
В вышеуказанном разрешении смогут себе позволить поиграть владельцы RTX 4090/4080/4070 Ti/3090 Ti/3090/, а также RX 7900 XTX/7900 XT/6950/6900 XT, да и то для приемлемого комфорта в таких играх требуется обязательная поддержка DLSS (или FSR). Однако поиграть все же можно.
Сегодня нормально поиграть в таком разрешении можно только на самых флагманских и дорогих видеокартах уровня RTX 3090 Ti/3090/3080 Ti/3080, а также RX 6950/6900 XT, да и то для приемлемого комфорта в таких играх требуется обязательная поддержка DLSS (или FSR). Однако поиграть все же можно, и учитывая, что разрешение 8К пока доступно только на огромных телевизорах (от 55″), эффект от игр может быть весьма впечатляющим.
Рейтинг iXBT.com
Рейтинг ускорителей iXBT.com демонстрирует нам функциональность видеокарт друг относительно друга и представлен в двух вариантах:
- Вариант рейтинга iXBT.com без включения RT
Рейтинг составлен по всем тестам без использования технологий трассировки лучей. Этот рейтинг нормирован по наиболее слабому ускорителю из группы карт — Radeon RX 6500 XT (то есть сочетание скорости и функций Radeon RX 6500 XT приняты за 100%). Рейтинги ведутся по 27 ежемесячно исследуемым нами видеокартам в рамках проекта Лучшая видеокарта месяца. В данном случае из общего списка выбрана группа карт для анализа, в которую входят GeForce RTX 4090 и его конкуренты.
Рейтинг приведен суммарно для всех трех разрешений.
№ | Модель ускорителя | Рейтинг iXBT.com | Рейтинг полезности | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
01 | Asus ROG Strix RTX 4090, разгон до 2925/23460 | 629 | 31 | 200 000 |
02 | Asus ROG Strix RTX 4090, 2550—2805/21000 | 618 | 31 | 200 000 |
03 | RTX 4090 24 ГБ, 2520—2640/21000 | 601 | 44 | 137 000 |
04 | RX 7900 XTX 24 ГБ, 2500—2990/20000 | 539 | 51 | 106 000 |
08 | RTX 3090 Ti 24 ГБ, 1860—1965/21000 | 474 | 48 | 99 500 |
09 | RX 6950 XT 16 ГБ, 2310—2525/18000 | 450 | 54 | 83 100 |
10 | RTX 3090 24 ГБ, 1695—1965/19500 | 444 | 48 | 93 000 |
Лидерство RTX 4090 очевидно, средний выигрыш в производительности относительно RTX 3090 Ti и RX 7900 XTX по всем разрешениям составляет 27% и 11% соответственно, а в разрешении 4К — и вовсе 47% и 20%. Карта Asus за счет фабричного разгона быстрее референс-аналога на 2,8% (в 4K — на 4.1%), а ручной разгон дал прибавку в 4.7% (в 4K — 7.3%).
- Вариант рейтинга iXBT.com с включением RT/DLSS/FSR
Рейтинг составлен по 9 тестам, в которых используется технология трассировки лучей и одновременно технология Nvidia DLSS или AMD FSR. Этот рейтинг нормирован по самому слабому ускорителю в данной группе — Radeon RX 6500 XT (то есть сочетание скорости и функций Radeon RX 6500 XT приняты за 100%).
Рейтинг приведен суммарно для всех трех разрешений.
№ | Модель ускорителя | Рейтинг iXBT.com | Рейтинг полезности | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
01 | Asus ROG Strix RTX 4090, разгон до 2925/23460 | 1030 | 52 | 200 000 |
02 | Asus ROG Strix RTX 4090, 2550—2805/21000 | 1017 | 51 | 200 000 |
03 | RTX 4090 24 ГБ, 2520—2640/21000 | 990 | 72 | 137 000 |
05 | RX 7900 XTX 24 ГБ, 2500—2990/20000 | 821 | 77 | 106 000 |
07 | RTX 3090 Ti 24 ГБ, 1860—1965/21000 | 786 | 79 | 99 500 |
09 | RTX 3090 24 ГБ, 1695—1965/19500 | 730 | 78 | 93 000 |
11 | RX 6950 XT 16 ГБ, 2310—2525/18000 | 652 | 78 | 83 100 |
В данном случае лидерство RTX 4090 выражено еще более ярко относительно флагманов AMD. В среднем прирост производительности относительно RTX 3090 Ti и RX 7900 XTX по всем разрешениям составляет 26% и 20% соответственно, а в разрешении 4K — 43% и 36%. Карта Asus за счет фабричного разгона опять же еще немного быстрее.
Рейтинг полезности
Рейтинг полезности тех же карт получается, если показатель предыдущего рейтинга разделить на цены соответствующих ускорителей. Для расчета рейтинга полезности использованы розничные цены на начало февраля 2023 года. Учитывая нацеленность RTX 4090 на разрешение 4К, мы привели рейтинг, подсчитанный только при использовании разрешения 3840×2160. Поэтому числа рейтинга iXBT.com здесь другие, нежели в предыдущих таблицах.
- Вариант рейтинга полезности без включения RT
№ | Модель ускорителя | Рейтинг полезности | Рейтинг iXBT.com | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
17 | RX 7900 XTX 24 ГБ, 2500—2990/20000 | 83 | 882 | 106 000 |
21 | RX 6950 XT 16 ГБ, 2310—2525/18000 | 77 | 644 | 83 100 |
22 | RTX 4090 24 ГБ, 2520—2640/21000 | 77 | 1059 | 137 000 |
23 | RTX 3090 Ti 24 ГБ, 1860—1965/21000 | 72 | 714 | 99 500 |
24 | RTX 3090 24 ГБ, 1695—1965/19500 | 70 | 650 | 93 000 |
25 | Asus ROG Strix RTX 4090, разгон до 2925/23460 | 57 | 1136 | 200 000 |
26 | Asus ROG Strix RTX 4090, 2550—2805/21000 | 55 | 1103 | 200 000 |
Рейтинг полезности, основанный исключительно на игровой производительности, для карт уровня RTX 3090/3090 Ti/4090 не вполне корректен, ибо эти ускорители не только игровые — они могут использоваться в составе ПК для задач 3D-моделирования, САПР-проектирования и т. п. Оттого и ценники на такие карты изначально куда выше, чем у чисто игровых решений. Плюс крайне завышенная стоимость карты Asus из-за сильного ее дефицита. Понятно, что в данном случае рейтинги бессильны: такие карты покупают заядлые энтузиасты.
- Вариант рейтинга полезности с включением RT
№ | Модель ускорителя | Рейтинг полезности | Рейтинг iXBT.com | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
11 | RTX 4090 24 ГБ, 2520—2640/21000 | 127 | 1744 | 137 000 |
16 | RTX 3090 Ti 24 ГБ, 1860—1965/21000 | 123 | 1228 | 99 500 |
17 | RX 7900 XTX 24 ГБ, 2500—2990/20000 | 121 | 1280 | 106 000 |
19 | RTX 3090 24 ГБ, 1695—1965/19500 | 119 | 1110 | 93 000 |
23 | RX 6950 XT 16 ГБ, 2310—2525/18000 | 107 | 892 | 83 100 |
25 | Asus ROG Strix RTX 4090, разгон до 2925/23460 | 94 | 1878 | 200 000 |
26 | Asus ROG Strix RTX 4090, 2550—2805/21000 | 91 | 1829 | 200 000 |
Почти все вышесказанное справедливо и здесь. Ну стоит лишь добавить, что сейчас уже нет смысла приобретать флагманы AMD 6000-й серии, да и RTX 3090 Ti уже как бы не особо интересен, если мы говорим про использование в играх.
Выводы
Asus ROG Strix GeForce RTX 4090 (24 ГБ) — очень крупный, самый длинный представитель флагманского ускорителя игрового класса GeForce RTX 4090. Видеокарта способна потреблять при ручном разгоне выше 550 Вт, поэтому надо иметь очень хороший мощный блок питания. Система охлаждения просто великолепна: тихая, лишь в режиме BIOS PMode кулер немного слышно при максимальной нагрузке. Видеокарта снабжается раздвижной подставкой (правда, ее длина может подойти не ко всем корпусам ПК), что гарантирует отсутствие провисания тяжелой карты, но при этом нет жесткого крепления подставки к самой карте. Габариты этой модели составляют 36 см в длину и 15 см в высоту, а по толщине видеокарта занимает 4 слота в корпусе.
Карта Asus имеет 16-контактный разъем питания версии PCIe 5.0. Хотя в комплекте поставки имеется адаптер-переходник для подключения разъемов питания типа PCIe 2.0 (4 таких разъемов), лучше все же использовать блоки питания стандарта ATX 3.0 с полноценной поддержкой питания стандарта PCIe 5.0 (с кабелем 12VHPWR). Имеющийся же переходник питания ни в коем случае нельзя изгибать непосредственно после 16-контактного разъема.
Производитель декларирует наличие 3-летней гарантии на эту карту.
Отметим еще раз, что GeForce RTX 4090 отлично подходит для игры в разрешении 4К с максимальным качеством графики с трассировкой лучей даже без DLSS, а также для разрешения 8К в играх с поддержкой DLSS (или RT+DLSS). Также отметим поддержку стандарта HDMI 2.1, позволяющего выводить 4K-изображение со 120 FPS или 8K-разрешение при помощи одного кабеля, поддержку аппаратного декодирования видеоданных в формате AV1, технологию RTX IO, способную обеспечить быструю передачу и распаковку данных с накопителей прямо в GPU, а также технологию снижения задержек Reflex, полезную для киберспортсменов. Разумеется, RTX 40 принес нам DLSS 3, но об этой технологии пока рано говорить, ибо новых игр с реализованной поддержкой DLSS 3 еще немного, а также в данное время еще очень мало патчей к ранее вышедшим играм, вводящих DLSS 3 в действие.
Справочные материалы:
- Руководство покупателя игровой видеокарты
- Справочник по AMD Radeon HD 7xxx/Rx
- Справочник по Nvidia GeForce GTX 6xx/7xx/9xx/1xxx
В номинации «Оригинальный дизайн» плата Asus ROG Strix GeForce RTX 4090 (24 ГБ) получила награду:
В номинации «Отличная поставка» плата Asus ROG Strix GeForce RTX 4090 (24 ГБ) получила награду:
Справочник по ценам
9 февраля 2023 Г.
Источник: ixbt.com